Новое понятие - миссия компании


миссия компании

 Новым модным понятием, которое начинают активно использовать в своем лексиконе бизнесмены на территории СНГ является понятие Миссии. Миссии повезло меньше, чем другим понятиям. Если такие слова как: конкуренты, бизнес-план, налоги, оффшоры, аудит и т.д. на слуху с 90-х годов, то миссия начинает свое шествие в умах и сердцах бизнес-элиты лишь с 2000-го года. Правда, профессионалы использовали несколько ранее это понятие, но "всенародным джинглом" оно становится лишь сейчас. Если говорить о причинах такого состояния дел, то можно выделить две основные:

Рыночные преобразования на пространстве стран СНГ начали активно проводить лишь с 90-х годов, а до этого мы не слышали не только о миссии, но и о таких казалось бы давно знакомых и родных понятиях как бизнес-план, стандарты учета, аудит, оффшоры;

Миссия - это плод стратегического менеджмента, а стратегический менеджмент актуален для компаний, вышедшие за рамки текущего выживания и смотрящие в будущие (как известно такие компании только начинают появляться).

Продолжающиеся многочисленные споры о необходимости миссии и пользы от нее носят чисто философский характер, и аналогичны дискуссиям о надобности стратегического менеджмента. Миссия - одно из самых дискуссионных понятий в современном управлении. Некоторые гуру-консультанты говорят, что миссия - это то, без чего любая организация не может стать успешной. Другие, например, а Джек Траут и Стив Рывкин в своей много нашумевшей книги "Сила простоты: руководство по успешным маркетинговым стратегиям", прямо пишут: "Миссия организаций - это не более чем лишняя путаница, а шумиха вокруг корпоративных миссий и видения очень напоминает восхищение толпы новым платьем голого короля. Декларации о миссиях большинства организаций практически не оказывают влияния на их бизнес". Третьи исследователи предлагают для нужд стратегического анализа и планирования, вместо миссии использовать понятие бизнес-идеи (В.С. Ефремов). Четвертые заявляют, что потребность в формировании собственной миссии возникает не больше чем у 20 % бизнес организаций (А. И. Пригожин, президент Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию).

По нашему мнению Миссия - это необходимое, но недостаточное условие для процветания бизнеса. Миссия - это не панацея, не философский камень, а все лишь рабочая лошадка менеджмента. Итак, давайте сначала рассмотрим, что такое миссия и почему она так нужна.

Существует значительное количество определений миссии. Рассмотрим некоторые из них, которые можно встретить в публикациях на эту тематику (более детально вы можете ознакомиться с ними, используя рекомендуемые источники информации).

Миссия - это главная суперцель, предназначение системы (предприятия);
Миссия - это общая цель деятельности организации;
Миссия - взгляд на бизнес в долгосрочной перспективе в смысле того, каким он стремится стать и кому оказывать услуги;
Миссия разрабатывается не для того, чтобы указать конкретное окончание, а скорее чтобы определить мотив, общее направление, образ, тональность и философию, которыми будет руководствоваться бизнес;
Миссия - вдохновляющее и впечатляющее представление о будущей роли и основных задачах организации, существенно выходящее за рамки ее современной деловой среды и конкурентной позиции;
Миссия - это та роль, которую организация собирается играть на сцене своего бизнеса (В.С. Ефремов);
Миссия - это то, что интегрирует, организует и вдохновляет;
Миссия - это основная идеология компании, которая наиболее стойкая к действию времени;
Миссия - это инструмент согласования интересов всех лиц, связанных с организацией (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.);
Миссия - это вневременная общественно-полезная цель;
Миссия - это "клей" организации, который не позволяет ей распасться по мере роста, децентрализации, диверсификации и т.п.;
Миссия - это то, кем мы можем быть, а не то, кем и чем мы хотим быть;
Миссия - это основная, философия, доктрина и парадигма существования компании.
Иногда один практический пример нагляднее тысячи теоретических определений и описаний (в нашем случае более сотни), поэтому давайте рассмотрим примеры миссий некоторых организаций.

Альфа-Банк: "Альфа-Банк осуществляет все виды банковских операций, помогая вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания".
Газпром: "Максимально эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей России, выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа".
Аэрофлот: "Наиболее полное и безопасное обеспечение одной из фундаментальных свобод человека – свободы передвижения".
Группа компаний ГАЗ: "Производить коммерческую автомобильную технику, гарантирующую клиенту выгоды от приобретения благодаря бескомпромиссному качеству и надежному безупречному сервису, обеспеченными высочайшей компетенцией персонала, поставщиков-партнеров, инновациями в производство и продукты".
МегаФон: "МегаФон объединит Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого".
Россельхозбанк: "Обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации".
Русской Страховой Компании: "Обеспечивать всестороннюю защиту, уверенность и гармонию в жизни для тех, кто стремится к лучшему!".
Элит (салоны красоты): "Мы украшаем жизнь людей, делаем важные события их жизни более яркими и запоминающимися, предоставляя красивые наряды для любых праздников, торжеств и церемоний, качественные услуги по созданию имиджа и стиля". 
Роспечать: "Быть связующим звеном между издателями и читателями".
Orissa (рестораны): "Совместить индийскую кухню - одну из самых вкусных и древних – с европейской культурой обслуживания на фоне интерьеров в стиле восточных дворцов и барокко".
Гармония (студия йоги): "Создание международного Сообщества близких по Духу людей, готовых постоянно развиваться, получать опыт и делиться полученными знаниями с людьми. Объединение людей в едином поле Любви для обретения ими Здоровья, Гармонии и ощущения Единства со всем Сущим через йогу, рэйки и другие духовные практики, раскрывающие потенциал Человека и помогающие ему двигаться по пути Развития во Благо для всего Живого ".

Для чего нужна миссия собственникам ?

  • Увеличить свои шансы на успех. Сформулированная Миссия увеличивает вероятность достижения успеха. Например, в широко известном исследовании выпускников Йельского университета, выполненном в 1953 году, только 3% студентов, у которых планы на будущее существовали в виде записей конкретных целей и задач через двадцать лет выглядели более счастливыми и их совокупное благосостояние было больше чем оставшихся 97 % их сокурсников вместе взятых. Подобные исследования были проведены и для организаций. Они показали, что компании с четко сформулированной миссией более успешные, чем другие.
  • Визуализировать свои мысли и взгляды относительно дальней перспективы. Чисто интуитивные переживания, размытые образы, намерения, взгляды относительно будущего организации собственнику нужно трансформировать в конкретные понятия. Эти конкретные понятия лучший инструмент работы с будущим, чем нечеткие визии.
  • Лучше понять свое дело. Миссия способствует осмыслению своего бизнеса и сцены на котором он развивается (внешнего окружения, ситуации в отрасли, тенденций и т.п.).
  • Помогает гармонизировать собственное предназначение (свою миссию) и миссии контролируемых организаций. Очень часто собственник контролирует несколько организаций. Чтобы достичь максимальной синергии, миссии организаций должны способствовать реализации собственного предназначения.
  • Престиж. Сейчас существование миссии рассматривается как признак зрелости бизнеса и бизнес-культуры собственника. В развитых странах и в некоторых сегментах бизнеса стран СНГ отсутствие миссии рассматривается как низкий уровень деловой культуры. За это даже может быть стыдно.

Для чего нужна миссия работникам ?

  • Помогает сотрудникам организации почувствовать себя участниками общего дела. Одно дело укладывать кирпичи, а другое дело знать, что ты вместе с другими участвуешь в строительстве храма.
  • Мотивирует сотрудников. Сама миссия и цели детализирующее ее мотивируют персонал. Каждый работник должен знать, как его задание влияет на достижение общих целей организации. Давно уже доказано психологами, что если человек делает "гаечку" и не знает для чего, то это отличается когда он делает "гаечку" для важного прибора, задействованного в космической миссии на Марс.
  • Помогает понять цель своего задания, логику и масштаб происходящих процессов. Исполняя свое локальное задание (со своими целями и приоритетами) трудно понять логику приказов менеджеров, масштаб и суть происходящих процессов без знания суперцели (миссии) организации.
  • Способствует легче осознать свое место на фирме. Зная миссию организации можно четче и быстрее определить свою роль, сконцентрировать усилия в согласии с целями организации.
  • Найти или расширить смысл своего существования. Не секрет, что 90 % людей не знает своего предназначения, не задумывается о смысле своего бытия. И вообще среднестатистическому человеку вся эта "философия" не нужна. Поэтому, миссия организации часто помогает им найти смысл существования или предоставляет готовый.
  • Сравнить и синхронизировать свои цели с целями организации. Например, если миссия компании "Быть средней компанией по пошиву одежды", значит амбициозным кутюрье здесь нечего делать. Если одной с ценностью, которую исповедует компания, есть инновационность, значить эта компания наверняка подходит творческим личностям.

Для чего нужна миссия клиентам ?

  • Знать, что можно ожидать от организации.
  • Миссия помогает выявить компании, которые наилучшим образом подходят клиентам. Например, если миссия компании "Продавать товары секонд-хенда", значит, поклонникам модных бутиков здесь делать нечего.

Когда миссия не нужна?

  • Собственники думают о текущей прибыли и не хотят думать о будущем;
  • Приоритетной есть проблема выживаемости организации;
  • Внешняя среда очень динамичная и нестабильная или напротив очень стабильная;
  • Менеджмент организации не оперирует понятиями стратегического менеджмента;
  • У собственников отсутствую "большие, дерзкие и мохнатые" амбиции.

Ситуации, которые способствуют создании миссии

  • Собственник начинает задумываться о будущем;
  • Приоритетной есть проблема развития организации;
  • Существует острая необходимость позиционировать себя;
  • Кризис в организации, отрасли или стране (мире);
  • Организация состоит из многих структурных подразделений;
  • Активный и творческий персонал;
  • Существует сильный Лидер;
  • Амбициозный менеджмент;
  • Статьи, тренинги и консультации на данную тему.

Тэги:  миссия