Кодекс корпоративной этики организации основывается на принципах, которые используются в предприятии и видах ответственности для каждого сотрудника.
Цель кодекса – помочь персоналу лучше реализовать миссию компании и понимать все правила работы.
Самой главной задачей корпоративного кодекса компании для персонала - это соответствие обещанного выполненному.
Кодекс подсказывает, как вести себя в разных ситуациях, и устанавливает границы между приемлемым и неприемлемым вариантами поведения.
Кодекс содержит принципы и ориентиры, применимые в равной степени, как для руководства, так и для рядовых сотрудников. Кодекс соблюдается всегда, всеми и в равной мере.
Кодекс не решает конкретные ситуации, но содержит ориентиры, усвоив которые, каждый сотрудник сможет сам принимать правильное решение в проблемной ситуации.
Корпоративный кодекс может формироваться при различных ситуациях и условиях:
- На стадии роста бизнеса кодекс выполняет миссию социализации по отношению к новым сотрудникам.
- Когда руководителям требуется распространить свое видение бизнеса на подчиненных, согласовать с ними философию развития, найти общие подходы.
- Когда организация развивает внутренние коммуникации и занимается формированием внутреннего имиджа.
Возьмем примерные главы, которые входят в типичный корпоративный кодекс:
1. Послание от руководителей компании
2. Миссия организации
- Стратегическая миссия
- Философская миссия
- Миссия-слоган
3. Система ценностей организации
4. Организационная структура компании, главные персоналии
5. Цели и задачи организации, основные товары и услуги
6. Ответственность
- Персонала перед клиентами, подрядчиками, владельцами компании;
- Компании перед коллективом
- Внутренняя политика
7. Кадровая политика, найм сотрудников, взаимоотношения
- Взаимоотношения в коллективе
- Взаимоотношения руководителей и подчиненных
- Внешний вид и речь сотрудников
- Отношение к клиентам, партнерам
- Обслуживание клиентов
- Правила поведения, права и обязанности клиентов
- Работа с жалобами и претензиями (включая этические проблемы)
- Позиция по отношению к конкурентам
8. Требования к персоналу:
- Уровень профессионализма
- Лояльность
- Нормы поведения, стандарты и регламенты
Со стороны может показаться, что кодекс создает дополнительные барьеры и бюрократизирует отношения в коллективе, но на самом деле это совсем не так. Дело все в том, что нет четких правил для написания любого пункта из корпоративного кодекса. Руководство вправе трактовать правила по своему, и на понятном для всех языке. Давайте рассмотрим пример из кодекса одной из компаний, с которой мы работали в данном направлении:
Взаимоотношения в коллективе
Коллектив в студии йоги «Гармония» - сообщество близких по духу людей, выполняющих единые задачи: привнесение в жизнь других людей и в свою собственную больше Здоровья, Гармонии и Радости. Поэтому все взаимоотношения в коллективе строятся на основе уважения, любви, доверия и нахождения баланса между личными интересами и общей идеей.
Любая инициатива, потенциально ведущая к развитию студии, приветствуется и рассматривается организаторами в свете основных задач и имеющихся возможностей.
Обязанности руководства
- cоздавать и поддерживать в центре общую атмосферу Принятия, Доверия и Любви
- обеспечивать качественную работу центра, максимально удовлетворяя разумные потребности как клиентов, так и сотрудников
- максимально быстро, бережно и мудро разрешать возникающие конфликты
- своевременно предупреждать сотрудников и клиентов о возможных изменениях в расписании занятий и работе центра
Как мы видим, данный кодекс трудно назвать бюрократическим барьером, скорее,он олицетворяет путеводную карту, которая поможет избежать «ям» и «оврагов» на пути к главным целям предприятия.
Кодекс — это источник мудрости для общества, которое объединено узами рабочих отношений.