Всем нам иногда приходится делать то, что не хочется. Даже любимая работа бывает в тягость, что уж говорить про нелюбимую. Однако психологи уверены, что любую работу можно превратить в интересную, если знать, как.
Мартин Лютер Кинг говорил, что «если призвание человека состоит в том, чтобы быть дворником, он должен подметать улицы так же вдохновенно, как Микеланджело расписывал своды или Бетховен сочинял музыку. Он должен подметать улицы так, чтобы все духи Неба и Земли благоговейно говорили: «Вот живет великий дворник, выполняющий свою работу безупречно». Что же нужно сделать, чтобы так относиться к работе, которая не вдохновляет? Мы нашли ответ на этот вопрос.
В книге Робина Шарма «Лидер без титула» есть потрясающий монолог на эту тему горничной Анны.
«Посмотри на меня, — сказала Анна, указывая пальцем себе в сердце, — я могла бы придумать миллион причин для недовольства своей работой. Могла бы делать ее спустя рукава, да еще и жаловаться: «Я всего лишь горничная, вынужденная каждый день прибирать номера для богачей». Но одна из величайших свобод, которые есть у каждого из людей, — это свобода выбирать, как мы видим свою роль в этом мире. Я считаю, что моя профессия — самая лучшая в мире. Я знаю ценность своей работы. Мне удалось сделать так, чтобы эта работа была по-настоящему интересной и значимой для меня».
Что же такого сделала Анна, чтобы воспринимать работу горничной как искусство и получать от этой работы удовольствие? Вот лишь несколько ее советов.
Совет 1. Ежедневно находите для себя все новые увлекательные задачи.
«Приходя на работу каждый день, - продолжила Анна, - я стараюсь доставлять радость всем постояльцам, с которыми мне приходится встретиться. Я искренне хочу, чтобы наш отель запомнился гостям как самый лучший отель, где им доводилось останавливаться, — и это мое отношение, несомненно, влияет на атмосферу в нашем заведении, а значит, и на доходы. Я постоянно предлагаю казалось бы незначительные, но важные нововведения. И когда они дают блестящие результаты, к нам едут перенимать опыт представители отелей всего мира».
Практикум от Анны: каждый день задавайтесь вопросом: «Что я могу сегодня усовершенствовать?» Неустанно пересматривайте свои рабочие методы. Постоянно задавайте себе вопросы: «Как увеличить свою продуктивность?», «Как работать быстрее?», «Чем еще порадовать покупателей?» Регулярно пытайтесь поставить себя на место клиентов, чтобы прочувствовать, каково это — вести бизнес с вами. А затем применяйте весь этот опыт для того, чтобы выйти на новый уровень профессионализма.
Совет 2. Всегда делайте лучшее из того, на что вы способны.
Чем выше мы ставим себе планку, тем меньше конкуренция, потому что лишь немногие верят, что могут играть на таком уровне, — и еще меньше реально играют. Это действительно проще, чем быть заурядным.
Практикум от Анны: «Во время работы я то и дело задаю себе один важный вопрос, — пояснила Анна, — очень способствующий саморазвитию: «Что делал бы сейчас человек, который является лучшим в мире в моем искусстве?» Получив ответ, я стараюсь действовать лишь так, чтобы добиваться наилучших результатов. Моя цель состоит в том, чтобы быть лучшей в мире горничной — каждый день и в каждой мелочи. Таким образом я непрестанно приближаюсь к мастерству».
Совет 3. Просто начните с того, что, с вашей точки зрения, будет полезно для вашей работы и вашей жизни.
Первый шаг всегда бывает самым сложным, но стоит сделать его, и дальше все пойдет намного легче. И каждый последующий позитивный шаг повлечет за собой новые позитивные последствия. Начало — половина битвы. Начало требует мобилизации всей воли и внутренней силы. А потом становится проще. Энергия маленьких ежедневных толчков накапливается и перерастает во что-то качественно новое.