И для человека, и для компании можно выделить несколько уровней осмысления себя. Первый — это когда от осмысления отказываются — от лени, из страха, по недомыслию. На этом уровне люди и компании живут просто потому, что живут. Если им задать вопрос "что ты делаешь?", ответом будет — "работаю" или "произвожу продукцию", "оказываю услуги".
Тот, кто настроен просто работать, задает себе определенные рамки "необходимого труда". Труда, которым вынужден заниматься. Например, потому, что это социально приемлемо. Отсюда и желание позже начать, раньше закончить, сделать перерыв. Если у человека сложились такие отношения с работой, он привыкает к ним. Сотрудник начинает видеть и искать место, где можно получить больше, приложив меньше усилий.
Идея такого труда сама по себе не очень заманчива. Она вряд ли может вдохновить кого-то. Ее промоутеру надо будет добавить принуждения или использовать безвыходность ситуации человека. И здесь совсем не обойтись без контроля.
Многие офисные жители занимаются таким вот трудом по необходимости, настраиваясь на то, чтобы жизнь на работе была полегче. А руководители и собственники компаний часто сами подталкивают их к этому. Они просто ничего не делают для того, чтобы человек понимал смысл существования компании и своей деятельности в ней, используя только контроль и нагоняи.
Немного более осмысленный вариант труда по необходимости — целенаправленное "зарабатывание денег" как эквивалента свободы и неких возможностей. Люди ходят на работу для того, чтобы отрабатывать должное и зарабатывать деньги, реализуя себя в увлечениях вне рабочего времени. Выглядит как жертва. К тому же осмысленная ориентация, в первую очередь, именно на деньги, нередко уводит человека того, где он мог бы быть целостным...
Если говорить про организации, то ориентация исключительно на деньги формирует определенную культуру. Контрактные отношения "ты — мне, я — тебе" очень распространены. Но часто в компании нужно делать не то, о чем договорились, а то, о чем не договаривались. Или — не так, как договаривались. Или делать не только то, о чем договаривались. Поэтому людей в компании должны удерживать не только деньги, а еще лучше, если не столько деньги. А владельцы бизнеса очень часто забывают, что их деньги интересуют только их самих (или людей, которые хотят эти деньги отобрать). Сотрудников интересуют собственные деньги и собственные жизни.
Визия человека — то, для чего мы живем. Это то, что останется после нас или будет существовать в других людях вместе с нами. Это то, что создали мы, но что больше нас. Может ли каждый найти свою визию? Думаю, да. Она может быть для человечества и для конкретных людей, реализовываться в мгновениях и оставаться на века.
Главное — это должен быть ваш личный смысл. Есть люди, которые живут с неким "изначальным" четким пониманием — для чего. Другим надо искать и найти этот свой смысл. Подталкивает к такому поиску, как правило, внутренний диссонанс, неудовлетворенность тем, как мы живем. Это и есть момент, когда нужно остановиться и поработать с собственными смыслами. Спросить себя: "зачем"? Зачем я хожу на работу? Зачем мне деньги? Зачем я живу? Каким человеком хочу быть?..
Так же и каждая компания может найти свою визию. Организации — это сообщества людей, которые работают для людей. Их еще иногда называют стейкхолдерами: клиенты, владельцы, сотрудники. Все они — люди, которые живут вместе с нами — здесь и сейчас. И которых точно не будет через несколько десятилетий. А у компании есть шанс остаться — после всех существующих стейкхолдеров — чтобы служить новым. Собственники, руководители и сотрудники могут оставить после себя нечто большее, к созданию чего они были причастны.
Компании, которые осознают свою визию, гораздо точнее ставят цели. Они не теряют время, энергию и деньги на то, что чуждо, бездумно заимствовано и не соответствует условиям, в которых живет организация. Такие компании гораздо точнее отбирают сотрудников. Для достижения определенной цели, реализации своей визии, нужны определенные люди. Представьте — чего добьется компания, в которой большинство сотрудников имеет возможность сознательно реализовать смысл своей жизни на работе?
Именно осознание визии владельцами и руководителями делает этот путь возможным. Если вы понимаете свою мечту, если организация, которую вы создали или которой управляете, стремится к своей визии, если люди, которые с вами работают, хотят того же, — скорее всего, ваше дело станет по-настоящему великим.
В заключение — маленький пример того, как рождается визия. 30 мая 1889 года Норвегия встречала Фритьофа Нансена — человека, который впервые в истории географических исследований пересек ледяную шапку Гренландии. В восторженной толпе встречающих был человек, которого звали Руаль Амундсен. Как писал в своей автобиографии сам Амундсен, именно тогда внутренний голос словно произнес: "Вот бы мне пройти Северо-Западным морским путем!"
Северо-Западный морской путь соединяет Тихий и Атлантический океаны через Северный Ледовитый. При попытке пройти этим путем в 1847 году погибла экспедиция Франклина. Амундсен впервые прошел этим путем полностью по воде в 1903-1906 годах. Реализуя свою мечту, он достиг совершенства в организации полярных экспедиций. И стал первым человеком, покорившим южный полюс Земли. Путешествие к полюсу — кульминация эпохи полярных исследований, возможно, самое выдающееся путешествие в снегах. Много лет к этому достижению Амундсена двигала его личная визия.