До создания собственной компании я руководил НИИ садоводства «Жигулевские сады». С июля по октябрь нам требовались 120–150 рабочих для уборки яблок. Я нашел способ привлечь и удержать сезонный персонал. Сейчас использую этот метод в своем садовом центре – привлекаю 12–15 человек в сезон.
Первые попытки найти сезонный персонал. Я искал сезонных рабочих в своем городе и соседних регионах. Приглашал разные категории. Жители Самарской области. Так как мы предоставляли общежитие, к нам приходили бомжи, которые, разумеется, вовсе не собирались работать. Солдаты срочной службы из ближайших воинских частей. Они работали некачественно. Студенты сельхозакадемии. Они сами предложили заплатить мне, лишь бы я освободил их от работы в саду. Рабочие из Самары. Мы предлагали общежитие, питание и бесплатный транспорт (40 км от места работы до города). Однако интерес проявили только три человека. Рабочие из Чувашии. Они трудятся отлично. Однако при первой же возможности начинают пить.Рабочие из Таджикистана. В 2006 году мы привезли в сады НИИ 30 человек. В день приезда они сбежали на стройки. Они не верили, что можно заработать на сборе яблок, а про работу на стройках знали от друзей и родственников.
Мотивация персонала. 24 «вечных» способа, которые работают всегда
Вторая попытка найти сезонных рабочих
У нас работал бригадиром узбек из Таджикистана. Он знал о проблемах с сезонным персоналом, в том числе о сбежавших соотечественниках.
Бригадир посоветовал мне съездить в Таджикистан, чтобы познакомиться с местными узбеками, разобраться, какие условия работы их привлекают, и разъяснить возможным кандидатам все до мелочей. Узбеки – этноязыковое меньшинство Таджикистана, составляющее, по различным оценкам, 15–25% населения республики. Позже я убедился, как важно при общении с узбеками разъяснять все до мелочей.
В 2006 году я провел неделю в Таджикистане. Жил в доме у бригадира. Каждый день ходил из дома в дом, знакомился с людьми, спрашивал, что для них важно при трудоустройстве в России. Затем съездил в местное ПТУ, обсудил с директором, как организовать практику студентов в наших садах.
Выяснил несколько важных фактов, касающихся потенциальных работников-узбеков из Таджикистана:
они привыкли трудиться 8–10 месяцев в году весь световой день, оставшиеся месяцы отдыхают;
чтят национальные обычаи;
на билет до России берут деньги в долг;
жить в России им негде;
по прибытии в Россию (в аэропорту или на автовокзале) у них сразу начинаются проблемы с полицией.
Мы бесплатно оформляли разрешение на работу, покупали билет в Россию, предоставляли общежитие и питание за 60–90 руб. в день. Я детализировал эти условия и добавил к ним новые:
встреча работников в аэропорту и доставка до места работы за наш счет;
выход на работу в день приезда;
работа десять часов в день без выходных;
сдельная оплата труда;
выходные в мусульманские праздники;
отсутствие свинины в меню;
теплое общежитие с двухъярусными кроватями и туалетом на улице.
Затем я составил листовки на узбекском языке и раздавал их в городе и ПТУ.
Перед началом сезона 2007 года я снова поехал в Таджикистан, чтобы лично организовать доставку рабочих. Среди новых работников были студенты училища. Они приехали по договору о прохождении практики. Их сопровождали преподаватели, которых я поставил на должности бригадиров. Оплата труда сдельная, бригадиры получают на 15% больше средней зарплаты по бригаде.
В дальнейшем выработали процедуру доставки: я на связи с четырьмя доверенными людьми в Таджикистане. Они составляют списки рабочих на следующий сезон, организуют группы, покупают билеты за наш счет. Мы встречаем рабочих и привозим в общежитие. В НИИ общежитие было в двух километрах от места работы (сада), в моем нынешнем садовом центре – полкилометра. К моменту приезда в Россию оформляем документы: страховку, прописку, разрешение на работу.
Стоимость обратного билета вычитаем из зарплаты. Если работник уезжает до окончания сезона, вычитаем также цену билета в Россию, стоимость оформления документов и общежития.
Мотивация персонала на предприятии: как привлечь и удержать дефицитные кадры
С 2007 года у нас нет проблем с наймом сезонного персонала. Первые работники получили хорошие деньги, и дальше «включилось» сарафанное радио. Теперь 60% сезонных работников приезжают каждый год. Причем зачастую это те же самые люди, которые начали трудиться на меня еще в 2006 году в НИИ. Если не могут приехать сами, присылают родственников.
Как повысить интенсивность труда сезонных рабочих
У меня есть специальная методика, которая повышает производительность труда сезонных работников в 2,8 раза.
Я придумал игру – каждый день за лучшие показатели вручаю вкусный приз. Это может быть ящик лимонада, дыня, арбуз, торт, копченая колбаса. Иногда дарю блок хороших сигарет. Перед ужином бригады собираются вместе. В НИИ – 120–150 человек, в садовом центре – 12–15. Главный агроном или я объявляем, какая из бригад собрала самый большой урожай за день, и я вручаю приз победителям под аплодисменты. Потом бригада съедает заслуженный приз за ужином (или выкуривает сигареты после).
Другой метод поощрения – выходной день. Рабочие отдыхают в воскресенье и в мусульманские праздники. Дополнительно устраиваю внеплановый выходной и организую праздник, если по итогам месяца показатели выросли в два раза по сравнению с предыдущим. Мы накрываем стол, повар готовит праздничные блюда, я разрешаю выпить (в другие дни алкоголь запрещен).
После введения призов в НИИ производительность сбора яблок выросла в три раза – до 400–500 кг на человека в день. Рекорд – 1400 кг на человека. Рабочие активно включились в соревнование и даже возмущались, если им давали участок, где было мало работы. Выросло качество сбора урожая. Яблоки были небитые, без плодожорки (бабочки-вредителя) и пыли, поэтому они хорошо хранились. Зимой 2008 года мы продали их сети «Ашан» по 32 руб. за 1 кг, тогда как средняя оптовая цена составляла 22–25 руб. За два года выручка НИИ выросла в восемь раз. В садовом центре выручка с 2009 по 2015 год увеличилась в 15 раз.