Сегодня я бы хотел поговорить на тему миссии любой компании на рынке. Иногда просто поражаюсь тому, что подавляющее число компаний не имеет своей миссии и не осознает свои истинные цели. В данном случае, речь идет не просто о мыслях в голове у руководителя, а о том, что должно быть закреплено на бумажном или электронном носителе и, естественно, присутствовать в умах работников. Можно не сильно ошибиться, если сказать о том, что малый бизнес на 80-90% состоит из таких компаний. В среднем бизнесе ситуация лучше, но кардинально вряд ли отличается. Крупный бизнес я не буду рассматривать вообще, т.к. там в целом все хорошо, хотя и на «старуху бывает проруха».
В разговоре с одним коммерсантом я как-то услышал фразу: «У меня миссия одна — заработать побольше денег». Печально, но так думает не только данный представитель малого бизнеса. Я считаю, здесь сказывается и нехватка фундаментальных знаний, и стратегическая недальновидность, и последствия влияния «культуры» 90х. Хотя, не сомневаюсь, что вариантов может быть гораздо больше, но мы не будем углубляться в причины такого феномена, а поговорим лучше о том, к чему приводит такое мировоззрение.
Давайте разберем следующий пример.
Набирается опытная команда моряков на корабль для длительного плаванья. Капитан — "гроза морей" с соответствующим суровым характером и непоколебимой целеустремленностью. После долгих сборов команда сформировалась. Корабль, загрузившись провиантом, отчалил в далекое плаванье. Нанимались люди в данный поход исключительно за обещанное жалование. Задача для них была простая — делай, что говорят и не задавай лишних вопросов. Ни один человек на корабле, кроме капитана, не знал куда же они плывут, но всем обещали горы золота. И вот, подгоняемое ветрами надежды, мощное судно двинулось в морские дали. Капитан был весел, от предвосхищения будущим «уловом».
Корабль шел сквозь ливни и штормы, иногда треща весь по швам от бьющих его беспощадных волн. Шли дни, они складывались в месяцы и переростали в годы, а судно так и не достигло цели... Хотя, простите, цели - то не было. Было мифическое чувство, что скоро наступит тот час, кода они наконец-то приплывут к своему золоту. С каждым новым днем команда стала терять веру в мифический куш. Народ стал роптать и думать что же делать далее. Куда плывут никто не знал и поэтому понять, что их ждет далее никто не мог. Страх и отчаянье стали укореняться в команде.
Безусловно, по пути к заветному «кушу» попадалась небольшая «добыча», но ее хватало лишь на то, чтобы снарядить провизией корабль для дальнейшего пути.
Никто не подозревал, что в это же самое время уже сам капитан стал разочаровываться. Ведь в самом начале он знал, куда идти, но то ли рулевой повернул не туда, то ли он в какой-то момент потерял ориентацию в пространстве и теперь оставалась уповать лишь на удачу.
Приплывет этот корабль или нет - решать Вам.
Идти в долгий и трудный путь, а тем более, собирая единомышленников, без четкой цели - это поистине большой риск, если не сказать больше - «самоубийство».
Миссия для компании - это больше, чем просто набор целей. Это смысл всей работы, который нельзя заключить в рамки материальных понятий. Миссия компании должна определять ценность деятельности компании для общества в целом. Забывая об общественных интересах, компания рано или поздно потеряет связь со своими партнерами, а значит, перестанет быть им интересна, что в свою очередь, может привести к ее гибели.
Миссия обязательно должна быть не просто в голове у учредителей, она должна быть зафиксирована на бумаге. С ней должны знакомиться все работники, но не просто знакомиться, они должны двигаться вперед к целям под флагом миссии компании. Осознание истинных целей каждым сотрудником — это залог долгосрочного и благополучного процветания любой уважающей себя компании.
Надо заметить, что с миссией компании тесно сплетаются и ее ценности. Эти два элемента неразделимы в рамках общей концепции успешного предприятия. Так же, немаловажным моментом является самоидентификация компании на рынке. Необходимо четко понимать, кто Вы, какое место и какую роль Вы себе отводите. Из самоидентификации выходит имидж компании.
Рынок - это жестокий учитель, который не прощает ошибок и заставляет дорого платить за них. Просто зарабатывать деньги, на текущий момент, уже недостаточно. С каждым днем конкурентная среда все более уплотняется и выжить в данных условиях могут лишь сильнейшие. Такие люди не станут идти против ветра и в неизвестном направлении, в погоне за неведомым «кушем». Они четко знают свои цели. У них есть миссия, определена роль и на основе всех этих основных компонентов выстроена целая система координат, которая позволяет точно определить свое местоположение в любую минуту во время движения по «волнам в безбрежном море» бизнеса.